Правила безопасности при эксплуатации башенного крана

29.01.2016

Техника для подъёма и переноса грузов отличается рядом нюансов при её эксплуатации. К этой категории оборудования относятся подъёмные краны нескольких видов: башенные, козловые, самоходные и другие.

Документальная и техническая процедура

По причине трудности своей эксплуатации кран в обязательном порядке должен пройти процедуру регистрации Ростехнадзора.

Также машинист подъёмного средства на постоянной основе перед началом работы осматривает рабочие механизмы на предмет наличия повреждений, загрязнений и других видимых отклонений.

В обязанности инженера по технике безопасности входит систематический осмотр крана по истечении заранее обозначенного периода времени.

Установка крана на строительном объекте

К соблюдению техники безопасности нужно приступать еще до начала непосредственной эксплуатации. Во-первых, должна соблюдаться дистанция между возводимой конструкцией и краном. Расстояние между вблизи расположенными предметами – не менее 0,7 метра.

Во-вторых, в радиусе работы крана недопустима ходьба посторонних людей (пешеходов), которые не принимают участия в стройке. Нахождение рабочих на этом участке также нужно максимально ограничить.

Наиболее опасная часть этой зоны – предполагаемая точка падения поднимаемого груза. Вся остальная территория относится к зоне, в пределах которой перемещается подъёмная техника и её стрела. Строительная компания обязана исключить нахождение в этой области жилых зданий и гражданских транспортных средств.

Приступая к работе

Как было сказано выше, машинист перед запуском крана проводит обязательный осмотр подъемного средства. Сюда относится:

  • проверка противовесных механизмов;
  • контроль системы освещения (фар, фонариков, горящих индикаторов и т.д.);
  •  проверка упоров;
  • осмотр рельсовых путей и так далее.

 После первичного осмотра, машина запускается, и её механизмы проверяются в холостом режиме работы. Только после этого можно приступать к работе.

Подъем груза на башенном кране

По правилам безопасности, на строительном объекте должен присутствовать ответственный за прикрепление груза к крану. Именно он фиксирует поднимаемый предмет наилучшим способом и подбирает для него специальные петли. В зависимости от веса, объёма и типа груза, существуют разнообразные крепления, которые отличаются между собой в механических характеристиках.

Только закрепив груз в максимально неподвижном положении, его можно поднимать на необходимую высоту. Наличие ответственного человека (стропальщика) обусловлено тем, что порой возникает необходимость поднимать нестандартные грузы (например, вентиляционное оборудование). Специалист должен оперативно подобрать способ зафиксировать вес, провести все необходимые манипуляции и только потом отдавать сигнал к действию.

Между стропальщиком и машинистом должна поддерживаться качественная радиосвязь. Запрещено использовать крики или жесты для того, что бы отдавать друг другу команды. Поскольку кабина машиниста расположена на высоте от 10 до 20 метров, то подаваемые сигналы могут искажаться, а совершаемые по ним действия нести потенциальную опасность для работников.

Условия эксплуатации

Запрещено приступать к работе при условии плохой видимости на строительном объекте. Также поводом для отсрочки начала работ может служить:

  • существенные повреждения земельного покрытия на площадке, что может препятствовать нормальному перемещению крана;
  • сильный ветер, который раскачивает рабочие части крана;
  • температура внешней среды выше или ниже допустимого предела, прописанного в технической документации крана;
  • гроза, поскольку кран работает под напряжением. Строго запрещается находиться внутри кабины во время грозы.